.

Авторизация
Голосование

Какие спектакли Вам больше нравятся?

Сквозное действие. Окаянные годы (2008)

Сквозное действие. Окаянные годы (2008) ― Телеспектакли СССР и редкие фильмы
1,00 диска
Что это означает?
Описание
Год:2008
Жанр:Документальный
Рейтинг:
Режиссёр:Алексей Шемятовский
Длительность:5h 1mn
Носитель:DVD-R

Авторская программа о русском театре. Рассказывает доктор искусствоведения, ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский.

12 передач.

1. "Окаянные годы".

В первой программе автор сопоставляет два спектакля эпохи гражданской войны: "Мистерия - буфф" Владимира Маяковского и Всеволода Мейерхольда и мистерию "Каин" Джорджа Байрона в режиссуре Станиславского. В этих работах были даны противоположные эстетические и этические оценки ситуации, возникшей после революции 1917 года.

2. «Я опоздал на празднество Расина».

Программа посвящена спектаклю "Федра" Жана Расина, поставленном в Камерном театре Александром Таировым с Алисой Коонен в главной роли и спектаклю "Принцесса Турандот" в режиссуре Евгения Вахтангова. Премьеры этих двух спектаклей зимы 1922 года отделяли всего две недели. Оба они, каждый по-своему, ответили на выход страны из Гражданской войны.

3. «Репертуарная линия».

В середине 1920-х годов новая идеология выдвинула перед деятелями советского театра жесткие политические установки. Лозунг "созвучия революции" стали называть "репертуарной линией" - линией, по которой ведут театр партийные вожди. Выбраны два спектакля, по-разному ответившие перелому времени: "Бронепоезд 14-69" по пьесе Всеволода Иванова в МХАТе Первом и "Дело Сухово-Кобылина" во МХАТе Втором, руководимом тогда Михаилом Чеховым.

4.«Право на шепот».

История советского театра состоит из пьес поставленных и не поставленных, запрещенных, задушенных цензурой. Вот о таких двух пьесах конца 1920-х годов - "Бег" Михаила Булгакова и "Самоубийца" Николая Эрдмана пойдет речь в программе. Запрет этих двух пьес повернул в иное русло не только движение советской драмы, но и судьбу двух крупнейших театров, руководимых Станиславским и Мейерхольдом.

5.«Список благодеяний».

В этой программе сталкиваются и сопоставляются два спектакля - "Список благодеяний" по пьесе Юрия Олеши, поставленный в 1931 году Всеволодом Мейерхольдом и "Страх" по пьесе Александра Афиногенова, выпущенный в конце того же года Станиславским в Художественном театре. Речь идет о сложнейших процессах ассимиляции и адаптации художников театра к новым историческим и политическим условиям страны.

6.«Пожар страсти».

1934 год Анна Ахматова назвала "относительно вегетарианским". Советский театр откликается на короткую передышку разными спектаклями, в том числе совершенно неожиданной "Дамой с камелиями" (в театре Мейерхольда) и "Анной Карениной", которую в МХАТ СССР им. Горького начали репетировать в 1935, а премьеру подгадали к весне кровавого 1937 года Сопоставление этих двух работ Всеволода Мейерхольда и Владимира Немировича-Данченко, а также двух ведущих актрис эпохи - Аллы Тарасовой и Зинаиды Райх - образует сюжет этой программы.

7.«Оттепель».

Смерть Сталина - перелом в жизни страны и в судьбе русской сцены. Анатолий Смелянский выбрал для этой программы два спектакля - "Власть тьмы" Льва Толстого в Малом театре и "Идиот" Достоевского в БДТ им. Горького. Именно в этих двух работах Георгия Товстоногова и Бориса Равенских после долгого перерыва с необыкновенной художественной силой прозвучали этические мотивы великой русской классики. Для середины 1950-х годов тема убитой и растоптанной человеческой души, так же как тема "абсолютно прекрасного человека" оказалась на редкость актуальной. Особый акцент в этой серии делается на двух важнейших актерских свершениях: Игорь Ильинский в роли Акима в спектакле "Власть тьмы" и Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина в спектакле "Идиот".

8. «А мы просо сеяли, сеяли...»

1960-е годы отмечены самыми разными и очень яркими театральными событиями. Автор представляет спектакль "Добрый человек из Сезуана", которым Юрий Любимов в 1964 году открыл Театр драмы и комедии на Таганке, и спектакль "Обыкновенная история" в "Современнике" (пьеса Виктора Розова, режиссер Галина Волчек). Спектакль на Таганке завершал короткую "оттепель", а спектакль театра "Современник" улавливал близкое вхождение в глухое застойное время.

9. «Всесильный Бог деталей»

Две пробы театрального грунта 1970-х годов - "Женитьба" по пьесе Гоголя в театре на Малой Бронной и "Взрослая дочь молодого человека" по пьесе Славкина в Московском драматическом театре им. Станиславского. Два спектакля, поставленные выдающимися режиссерами разных поколений: Анатолием Эфросом и Анатолием Васильевым. Каким образом эти две работы выразили внутреннюю напряженность и человеческую сложность "эпохи застоя" рассказывается в этом выпуске программы.

10. «Охота на волков»

Две премьеры, разделенные несколькими месяцами: "Владимир Высоцкий" Юрия Любимова в Театре на Таганке, "Юнона и Авось" на сцене Ленкома. В первом спектакле - театр отстоял свое право на память о своем замечательном актере и поэте. Во втором - Марк Захаров вместе с Андреем Вознесенским и Алексеем Рыбниковым создали первую советскую рок-оперу. Один спектакль подвергнут репрессии, режиссер изгнан из страны, второй, к изумлению его создателей, разрешен к показу не только в Москве, но даже в Париже и в Нью-Йорке. О причудах советской театральной политики на закате режима, об искусстве, которое оказывается "поверх барьеров", рассказывает Анатолий Смелянский.

11.«Когда начальство ушло»

1990-е годы. Путч. Смута. Развал Советского Союза. Уход лидеров прежней театральной эпохи. Распад театральных организмов: два МХАТа, две Таганки. Каким образом наш театр отвечает эпохе распада и надежд? Два спектакля этого времени: "Играем "Преступление" Камы Гинкаса в Театре юного зрителя и "Без вины виноватые" Петра Фоменко в Государственном академическом театре им. Вахтангова. Об этих парадоксальных ответах художников на смену эпох идет речь в этом выпуске программы.

12. «Постскриптум»

Спектакль "Жизнь и судьба", созданный Львом Додиным в Малом драматическом театре - Театре Европы в Санкт-Петербурге. Спектакль прямо продолжает такие работы режиссера, как "Братья и сестры", "Бесы", "Чевенгур". Репрессированная в свое время книга Василия Гроссмана дала возможность театру проникнуть к коренным проблемам ушедшего века и российского театра. В сущности, спектакль становится своего рода прощальным поклоном тому лучшему, что сотворено российской сценой ХХ века.

С этим спектаклем покупают

  Александр Белинский    Александр Лазарев    Александр Филиппенко    Александр Ширвиндт    Андрей Миронов    Антреприза    БДТ    Валентин Гафт    Василий Лановой    Вера Васильева    Владимир Андреев    Владимир Этуш    Гоголь    Дом актера    Ленинградское ТВ    Леонид Броневой    Людмила Максакова    МХАТ    МХТ им. Чехова    Максим Горький    Малый театр    Марк Захаров    Михаил Державин    Михаил Козаков    Михаил Ульянов    Наталья Тенякова    Олег Басилашвили    Олег Табаков    Островский    Петербург    Пушкин    Светлана Немоляева    Сергей Юрский    Сказка    Сказка за сказкой    Современник    Чехов    Шекспир    Юрий Васильев    Юрий Соломин    Юрий Яковлев    война    детский    зарубежная классика    капустник    оперетта    поэзия    русская классика    стихи    театр Вахтангова    театр Моссовета    театр Сатиры    театр кукол    чтецкая программа    юбилей  

Есть вопросы?

Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.