.

Авторизация
Голосование

Каким способом Вам удобнее оплачивать заказ?

Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова (2012)

Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова (2012) ― Телеспектакли СССР и редкие фильмы
0,63 диска
Что это означает?
Описание
Год: 2012
Жанр: Документальный
Рейтинг:
Режиссёр: Алексей Шемятовский
Длительность: 3h 24mn
Носитель: DVD-R

Авторская программа Анатолия Смелянского, 8 эпизодов.

"Стоит, наверное, объяснить, как возникла эта программа", – так начинает свой рассказ Анатолий Смелянский. – "Я ведь существую в этом пространстве более 30 лет. Оказался здесь по приглашению Олега Ефремова. Должность тогда называлась "заведующий литературной частью". Булгаков в "Записках покойника" эту должность смешно переназвал "хозяин аналитического кабинета". Павел Марков – легендарный завлит МХАТа и прототип Миши Панина – был моим старшим другом ещё тогда, когда в конце 60-х я начал сочинять книгу о Булгакове. Марков, между прочим, и присоветовал Ефремову назначить меня этим самым "хозяином аналитического кабинета". Не знаю, насколько я соответствовал этому торжественному званию, но то, что я продержался в этой роли полжизни, как и Марков, это так. Ощущение этого пространства не раз менялось. Помню первое – холод, величие, отрешённость. Постепенно эти стены стали заполняться портретами тех людей, с которыми сам работал, спорил, дружил. Друзья становились историческими персонажами. Театра времён Олега Ефремова давно нет, и большинства людей, которые составляли славу этого театра, тоже уже нет. Вот об этих временах и об этих людях мне захотелось рассказать. В память человека, который сочинил "Театральный роман", я решил назвать эту программу странным словцом, услышанным когда-то впервые в булгаковском доме – "Мхатчики". Большинство героев программы стали уже портретами в нижнем фойе МХАТа, но когда-то они были живыми, потрясающими актёрами и художниками. В этом и весь замысел "Мхатчиков" – вернуть этих прекрасных людей хоть на короткое время к жизни".

Эпизод первый - "Нижнее фойе"

В первом эпизоде Анатолий Смелянский "вводит" зрителя в Художественный театр через парадный вход. Когда-то это место именовалось "нижним фойе" или променуаром. На первый взгляд, портретное фойе отдаёт музейной чинностью и вечным покоем. Сотни портретов окружают рассказчика, и, кажется, что так было и будет всегда. Но это впечатление обманчивое. Пантеон российской славы полон скрытого драматизма. Каждый крутой поворот отечественной истории тайно, а иногда и явно отражался на "нижнем фойе" Художественного театра. В советские времена портреты многих важнейших фигур МХАТа не раз убирались в далёкие запасники по политическим причинам. Кто-то эмигрировал, кто-то становился персоной нон грата, кто-то оказывался "врагом народа". В этой галерее в течение многих лет не было портретов Всеволода Мейерхольда, Марка Прудкина, Михаила Чехова, Михаила Булгакова. Смелянский пытается вернуть их в живое восприятие нынешней публики.

Эпизод второй - "Сборная страны"

Олега Ефремова в подростковые годы проверяли на возможность спортивной карьеры и уже тогда предсказали: годен для марафона. Он пришёл в Художественный театр осенью 1970-го и "вёл" свой "театральный марафон" почти 30 лет. До того, как его представила огромной труппе МХАТ СССР им. Горького министр культуры Екатерина Фурцева, он встретился тайно на квартире Михаила Яншина с великими мхатовскими "стариками" и сговорился с ними. Без такого сговора в театр нельзя было войти… Реформу советского МХАТа Олег Ефремов начал, имея за душой опыт "Современника", и быстро понял, что ему нужна поддержка. Многие актёры «Современника» вскоре пришли за ним в Художественный театр. Но и они не сильно изменили ситуацию. Тогда Ефремов стал приглашать в труппу крупнейших актёров страны, близких ему по духу. Так возникла труппа, которую сами "мхатчики" иногда называли "сборная страны". О судьбе этой небывалой труппы речь пойдёт во втором эпизоде - "Сборная страны".

Эпизод третий - "Только с восклицательным знаком..."

Одним из самых интересных эпизодов мхатовской истории последних 50-ти лет явилось создание ленинского спектакля "Так победим!" на закате советской цивилизации. Многие проблемы нашей жизни обнажились в этой работе, которая «ударными темпами» готовилась к XXVI съезду партии, но была запрещена на уровне высшего руководства страны. Мотивы, которые двигали и театром, и драматургом Михаилом Шатровым, все повороты этого извилистого сюжета оказываются в центре внимания Анатолия Смелянского, который принимал непосредственное участие в создании спектакля. Главными героями третьего эпизода "Только с восклицательным знаком…" становятся Олег Ефремов, Михаил Шатров, Александр Калягин и другие актёры МХАТа.

Эпизод четвёртый - "Мышеловка"

В четвёртом эпизоде Анатолий Смелянский рассказывает о кульминационном событии в истории спектакля "Так победим!". 2 марта 1982 года МХАТ посетили руководители партии и советского государства во главе с Леонидом Брежневым. Они прибыли с намерением подтвердить новый статус спектакля, только что разрешённого после запрета. Было принято политическое решение превратить мхатовскую постановку в демонстрацию торжества ленинских идей. Но в действительности всё вышло совсем не так, как они предполагали. Власть в лице больного генсека оказалась перед судом театра и актёров примерно так, как это происходит в знаменитой сцене "мышеловки" в "Гамлете". Герои эпизода – Олег Ефремов, Александр Калягин, Георгий Бурков, а также Леонид Брежнев, Константин Черненко и другие свидетели этой уникальной истории.

Эпизод пятый - "Не от мира сего"

В "сборной страны" по имени МХАТ постепенно определились несколько лидеров. Одним из них стал Иннокентий Смоктуновский. Он пришёл к Ефремову в 1976 году и прошёл вместе с ним важнейшую часть его тридцатилетнего "марафона". Смелянский рассказывает о вершинных созданиях актёра (чеховском Иванове, докторе Дорне, дяде Ване), но основной упор делается на самой личности мастера. Образ князя Мышкина, которого Смоктуновский сотворил в давней работе Георгия Товстоногова и в мхатовские годы питал фантазию актёра. Этот образ не был привычной маской: он диктовал специфические формы не просто актёрского, но и человеческого

поведения. Непредсказуемый в своих реакциях и спонтанных проявлениях, Смоктуновский меньше всего был похож на советскую звезду. Иногда казалось, что это человек "не от мира сего".

Эпизод шестой - "Четвёртая работа"

Посвящён линии из жизни "мхатчиков", которую можно было бы назвать "веселие пити". Или "четвёртой работой", как иронически аттестовал эту сторону жизни Сергей Довлатов. Проблема, которая в годы гласности, сделалась вполне обсуждаемой чаще всего в капустническом стиле, на самом деле несла в себе гораздо более важный культурный и социальный смысл. История советского театрального быта была бы неполной, а жизнь многих замечательных «мхатчиков» потеряла бы всякую достоверность, если бы не было рассказано об этой стороне их "жизни в искусстве".

Эпизод седьмой - "Аритмия"

В центре внимания – судьба Олега Борисова. Он сыграл во МХАТе всего несколько ролей, пробыв в труппе недолгое время. Но его короткий роман с театром, разрыв с Олегом Ефремовым и уход полны не прояснённого смысла. Анатолий Смелянский впервые открывает завесу тайны во всей её драматической наполненности. Речь пойдёт о природе могучего дарования Олега Борисова и о том, как это дарование вступило в непримиримый конфликт с самим устройством советского театра.

Эпизод восьмой - "Художественное целое"

Финальный эпизод посвящён Евгению Евстигнееву. Что произошло под занавес его жизни? Почему легендарный артист, который всегда шёл вслед за Ефремовым и в огромной степени оправдывал его художественные замыслы, был отправлен на пенсию? Как и во всех остальных случаях, Анатолий Смелянский выступает в этой сложной истории и как свидетель события, и как историк театра. Единичная судьба актёра отражает неблагополучие в устройстве всей нашей театральной системы. "Случай Евстигнеева" оказывается частью "театра времён Олега Ефремова"...

С этим спектаклем покупают

  Александр Белинский    Александр Лазарев    Александр Филиппенко    Александр Ширвиндт    Андрей Миронов    Антреприза    БДТ    Валентин Гафт    Василий Лановой    Вера Васильева    Владимир Андреев    Владимир Этуш    Гоголь    Дом актера    Ленинградское ТВ    Леонид Броневой    Людмила Максакова    МХАТ    МХТ им. Чехова    Максим Горький    Малый театр    Марк Захаров    Михаил Державин    Михаил Козаков    Михаил Ульянов    Наталья Тенякова    Олег Басилашвили    Олег Табаков    Островский    Петербург    Пушкин    Светлана Немоляева    Сергей Юрский    Сказка    Сказка за сказкой    Современник    Чехов    Шекспир    Юрий Васильев    Юрий Соломин    Юрий Яковлев    война    детский    зарубежная классика    капустник    оперетта    поэзия    русская классика    стихи    театр Вахтангова    театр Моссовета    театр Сатиры    театр кукол    чтецкая программа    юбилей  

Есть вопросы?

Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.