В ролях: |
Константин Райкин, Юрий Лахин, Марина Иванова, Наталия Рыжих, Алексей Якубов, Сергей Климов, Любовь Тихомирова, Лиана Нифонтова, Яков Ломкин, Александр Журман, Алексей Бардуков |
Год: |
2007 |
Жанр: |
Телеспектакль |
Режиссёр: |
Роберт Стуруа |
Длительность: |
1:53:20 |
Носитель: |
DVD |
|
По комедии Карло Гольдони "Синьор Тодеро-брюзга".
В этом спектакле, как в жизни, - фарс и трагедия рядом, но смешное грустно, а жестокость вызывает смех. Деспотизм - это страсть, и одержимый ею тиран суров и опасен. А когда он живет рядом, в твоей семье, то существование в ней, как на войне...
Последнее слово в оригинальном названии пьесы "Синьор Тодеро-брюзга" заменено на "хозяин", что более точно определяет характер главного персонажа - взбалмошного старика, который по-хозяйски распоряжается судьбами близких людей и наслаждается своей безграничной властью в доме. Райкин давно искал возможность сыграть подобную ярко отрицательную возрастную роль. И вот как-то летом в Венеции состоялась его случайная встреча со Стуруа, которую он теперь называет "перст судьбы". Театральность города вдохновила обоих создать спектакль на фоне сказочных венецианских декораций. Так родилась идея постановки "Синьора Тодеро хозяина". На российской сцене спектакль поставлен впервые.
"Этот спектакль – песня Стуруа на слова Гольдони. Слова-то он, конечно, не изменил, но песню создал, тем не менее, свою. Это было такое смещение жанра! Подобное под силу только режиссёру гигантского мастерства и таланта". (Константин Райкин)
Если бы природа захотела создать существо, в котором не осталось ничего человеческого, злобное, мстительное и жадное механическое чучело, то это был бы синьор Тодеро в исполнении Константина Райкина. Удивительно даже не то, чем он стал, а то, что у него есть семья. Значит, с течением времени он прошёл некую эволюцию превращения в звероподобное состояние. Но итальянскую комедию XVIII века не интересует история личности, она представляет зрителю готовый продукт природы, с наслаждением поворачивая его перед зрителем всеми сторонами, пусть и отталкивающими. Парадоксально, но в образе, созданном непревзойдённым артистом, в ужасающей внешности его героя, в его паучьих передвижениях, во всем этом есть своего рода эстетическая красота художественной законченности, как есть она в Скупом, Плюшкине...
Он мог бы ещё долго тиранить близких, по его предположению, до 115 лет, но случилось невероятное - чары синьоры Фортунаты разбудили в старике какие-то дремавшие струны, и вальс с чародейкой стоил ему жизни. Театр не без риска выбрал безобразное в качестве предмета искусства, и Константин Райкин не в первый уже раз доказал, что ему по плечу любые сценические трудности. (Александр Вислов)
Премия "Московская премьера" Фонда К.С. Станиславского Константину Райкину за роль Тодеро.
|