.

Авторизация
Голосование

Вам будут интересны тематические подборки спектаклей?

Фаина. Эшелон (2020)

0,33 диска
Что это означает?
Описание
В ролях: Елена Санаева, Татьяна Циренина
Год: 2020
Жанр: Телеспектакль
Режиссер: Иосиф Райхельгауз
Длительность: 1 h 40 min
Носитель: DVD-R

Театр "Школа современной пьесы" (Москва)
Малая сцена "Зимний сад"

Плита, кастрюля, сковородка, два экрана и восемнадцать старых столов, за которыми сидят зрители. Так выглядит премьерный спектакль "Фаина. Эшелон". Необычный спектакль по всем статьям. Автор - непрофессиональный литератор, никакого отношения к театру не имеющий, кроме родственного. Фаина Райхельгауз - мама худрука "Школы современной пьесы" - еще при жизни по настоянию сына записала свои воспоминания о войне. "Я сказал ей - мама, ну что ты нам все рассказываешь? Сядь и напиши". Она услышала сына, записала, и эти воспоминания оказались настолько невероятными по своей правде и эмоции, что их тут же напечатали в одесском журнале, а потом издали книжку.

Принципиальная позиция издателя - никакой редактуры. Причесанный, стилистически выверенный рассказ Фаины Райхельгауз потерял бы то главное, что составляет простую правду жизни, труднообъяснимую на словах, но которая если попадает в сердце, то остается в нем навсегда.

И вот книга увидела сценическую жизнь, автор, к сожалению, не дожил до премьеры.
Постановщик - сын, сценограф - внучка Мария Трегубова. Лучшая на сегодняшний день театральная художница установила на подиуме восемнадцать столов извилистой и неровной цепочкой. Квадратные, круглые, прямоугольные, обшарпанные… Это не декорация, изготовленная в театральных мастерских, это - свидетели времени, чужих судеб. За этими столами, наверное, сидели разные люди, ели, разговаривали, плакали…

Сейчас за ними - зрители. В мебельную цепочку ровно посередине вставлена плита, на которой уже закипает вода в кастрюле литров на пять и шкворчит масло в сковородке.

Райхельгауз превратил воспоминания своей матери в путешествие в прошлый век. Путешествие, пронзительное, не без юмора (тридцать лет все-таки она прожила в Одессе) и метафоричное. Действие протекает на кухне, где главная героиня варит борщ. Да-да, варит в прямом смысле слова, без поправок на какую-либо театральную условность. Перед актрисой Еленой Санаевой разложены конкретные капуста, картошка, морковь, лук, пучок зелени, естественно, свекла - какой борщ без нее? - "Мы переехали с семьей в колхоз. Там жили в основном одни еврейские семьи. Зиновий Фабрикант (это фамилия) был председателем того колхоза. Фасоль лучше замочить с вечера".

Между шинковкой и теркой пролегла большая и сложная жизнь Фаины, ее семьи, да и всей страны. На экранах по торцам столов по диагонали экрана в неизвестную даль мчится эшелон. Эшелон - как символ времени - отсылает еще и к легендарному спектаклю "Современника" - "Эшелон" в постановке Галины Волчек при участии еще молодого тогда режиссера Райхельгауза.

Вот сестры - Фаина и Броня - еще подростками едут в эшелоне с родителями, но вскоре их состав разбомбят немецкие самолеты, и девочки найдут на земле мертвых родителей. Осиротели. Как жить дальше? А жизнь продолжалась, как у всей страны - выживание через голод, разруху, человеческую подлость. Но даже о ней рассказано без страданий - жизнь есть жизнь, люди есть люди.

- "Черный перец и лавровый лист я не люблю класть в борщ. И моя мама тоже не любила.
После войны в колхоз вернулись только три человека". А борщ уже закипает, вкусный запах ползет над столами. Резко включается экран с эшелоном, увозящим вдаль героев истории и наших современников, с кем была знакома Фаина Райхельгауз и работал ее сын - Окуджава, Юрский, Миронова, Дуров, Высоцкий...

Все мы едем в одном эшелоне, только пункт и час прибытия назначения у всех разный.
Помимо Елены Санаевой, чья работа потрясает, в спектакле занята практически вся постановочная часть театра, одетая в форму железнодорожников. Это они делают так, чтобы зритель почувствовал себя не в театре, а в эшелоне. Это они вдруг резко просят всех покинуть места и отойти к стене. И подлинное ощущение опасности и тревоги как будто вырывает тебя из мирной жизни. А в контексте последних пандемических событий, которые показали всю зыбкость нашего бытия, эта театральная иллюзия на мгновение кажется правдой. А борщ, сваренный актрисой за полтора часа, действительно оказался вкусным.
/Марина Райкина/

С этим спектаклем покупают

  Александр Белинский    Александр Лазарев    Александр Филиппенко    Александр Ширвиндт    Андрей Миронов    Антреприза    БДТ    Валентин Гафт    Василий Лановой    Вера Васильева    Владимир Андреев    Владимир Этуш    Гоголь    Дом актера    Ленинградское ТВ    Леонид Броневой    Людмила Максакова    МХАТ    МХТ им. Чехова    Максим Горький    Малый театр    Марк Захаров    Михаил Державин    Михаил Козаков    Михаил Ульянов    Наталья Тенякова    Олег Басилашвили    Олег Табаков    Островский    Петербург    Пушкин    Светлана Немоляева    Сергей Юрский    Сказка    Сказка за сказкой    Современник    Чехов    Шекспир    Юрий Васильев    Юрий Соломин    Юрий Яковлев    война    детский    зарубежная классика    капустник    оперетта    поэзия    русская классика    стихи    театр Вахтангова    театр Моссовета    театр Сатиры    театр кукол    чтецкая программа    юбилей  

Есть вопросы?

Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.