Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова (2012)

Год: 2012
Артикул4133
Empty photo

Обзор

Авторская программа Анатолия Смелянского, 8 эпизодов. "Стоит, наверное, объяснить, как возникла эта программа", – так начинает свой рассказ Анатолий Смелянский. – "Я ведь существую в этом пространстве более 30 лет. Оказался здесь по приглашению Олега Ефремова. Должность тогда называлась "заведующий литературной частью". Булгаков в "Записках покойника" эту должность смешно переназвал "хозяин аналитического кабинета". Павел Марков – легендарный завлит МХАТа и прототип Миши Панина – был моим старшим другом ещё тогда, когда в конце 60-х я начал сочинять книгу о Булгакове. Марков, между прочим, и присоветовал Ефремову назначить меня этим самым "хозяином аналитического кабинета". Не знаю, насколько я соответствовал этому торжественному званию, но то, что я продержался в этой роли полжизни, как и Марков, это так. Ощущение этого пространства не раз менялось. Помню первое – холод, величие, отрешённость. Постепенно эти стены стали заполняться портретами тех людей, с которыми сам работал, спорил, дружил. Друзья становились историческими персонажами. Театра времён Олега Ефремова давно нет, и большинства людей, которые составляли славу этого театра, тоже уже нет. Вот об этих временах и об этих людях мне захотелось рассказать. В память человека, который сочинил "Театральный роман", я решил назвать эту программу странным словцом, услышанным когда-то впервые в булгаковском доме – "Мхатчики". Большинство героев программы стали уже портретами в нижнем фойе МХАТа, но когда-то они были живыми, потрясающими актёрами и художниками. В этом и весь замысел "Мхатчиков" – вернуть этих прекрасных людей хоть на короткое время к жизни". Эпизод первый - "Нижнее фойе" В первом эпизоде Анатолий Смелянский "вводит" зрителя в Художественный театр через парадный вход. Когда-то это место именовалось "нижним фойе" или променуаром. На первый взгляд, портретное фойе отдаёт музейной чинностью и вечным покоем. Сотни портретов окружают рассказчика, и, кажется, что так было и будет всегда. Но это впечатление обманчивое. Пантеон российской славы полон скрытого драматизма. Каждый крутой поворот отечественной истории тайно, а иногда и явно отражался на "нижнем фойе" Художественного театра. В советские времена портреты многих важнейших фигур МХАТа не раз убирались в далёкие запасники по политическим причинам. Кто-то эмигрировал, кто-то становился персоной нон грата, кто-то оказывался "врагом народа". В этой галерее в течение многих лет не было портретов Всеволода Мейерхольда, Марка Прудкина, Михаила Чехова, Михаила Булгакова. Смелянский пытается вернуть их в живое восприятие нынешней публики. Эпизод второй - "Сборная страны" Олега Ефремова в подростковые годы проверяли на возможность спортивной карьеры и уже тогда предсказали: годен для марафона. Он пришёл в Художественный театр осенью 1970-го и "вёл" свой "театральный марафон" почти 30 лет. До того, как его представила огромной труппе МХАТ СССР им. Горького министр культуры Екатерина Фурцева, он встретился тайно на квартире Михаила Яншина с великими мхатовскими "стариками" и сговорился с ними. Без такого сговора в театр нельзя было войти… Реформу советского МХАТа Олег Ефремов начал, имея за душой опыт "Современника", и быстро понял, что ему нужна поддержка. Многие актёры «Современника» вскоре пришли за ним в Художественный театр. Но и они не сильно изменили ситуацию. Тогда Ефремов стал приглашать в труппу крупнейших актёров страны, близких ему по духу. Так возникла труппа, которую сами "мхатчики" иногда называли "сборная страны". О судьбе этой небывалой труппы речь пойдёт во втором эпизоде - "Сборная страны". Эпизод третий - "Только с восклицательным знаком..." Одним из самых интересных эпизодов мхатовской истории последних 50-ти лет явилось создание ленинского спектакля "Так победим!" на закате советской цивилизации. Многие проблемы нашей жизни обнажились в этой работе, которая «ударными темпами» готовилась к XXVI съезду партии, но была запрещена на уровне высшего руководства страны. Мотивы, которые двигали и театром, и драматургом Михаилом Шатровым, все повороты этого извилистого сюжета оказываются в центре внимания Анатолия Смелянского, который принимал непосредственное участие в создании спектакля. Главными героями третьего эпизода "Только с восклицательным знаком…" становятся Олег Ефремов, Михаил Шатров, Александр Калягин и другие актёры МХАТа. Эпизод четвёртый - "Мышеловка" В четвёртом эпизоде Анатолий Смелянский рассказывает о кульминационном событии в истории спектакля "Так победим!". 2 марта 1982 года МХАТ посетили руководители партии и советского государства во главе с Леонидом Брежневым. Они прибыли с намерением подтвердить новый статус спектакля, только что разрешённого после запрета. Было принято политическое решение превратить мхатовскую постановку в демонстрацию торжества ленинских идей. Но в действительности всё вышло совсем не так, как они предполагали. Власть в лице больного генсека оказалась перед судом театра и актёров примерно так, как это происходит в знаменитой сцене "мышеловки" в "Гамлете". Герои эпизода – Олег Ефремов, Александр Калягин, Георгий Бурков, а также Леонид Брежнев, Константин Черненко и другие свидетели этой уникальной истории. Эпизод пятый - "Не от мира сего" В "сборной страны" по имени МХАТ постепенно определились несколько лидеров. Одним из них стал Иннокентий Смоктуновский. Он пришёл к Ефремову в 1976 году и прошёл вместе с ним важнейшую часть его тридцатилетнего "марафона". Смелянский рассказывает о вершинных созданиях актёра (чеховском Иванове, докторе Дорне, дяде Ване), но основной упор делается на самой личности мастера. Образ князя Мышкина, которого Смоктуновский сотворил в давней работе Георгия Товстоногова и в мхатовские годы питал фантазию актёра. Этот образ не был привычной маской: он диктовал специфические формы не просто актёрского, но и человеческого поведения. Непредсказуемый в своих реакциях и спонтанных проявлениях, Смоктуновский меньше всего был похож на советскую звезду. Иногда казалось, что это человек "не от мира сего". Эпизод шестой - "Четвёртая работа" Посвящён линии из жизни "мхатчиков", которую можно было бы назвать "веселие пити". Или "четвёртой работой", как иронически аттестовал эту сторону жизни Сергей Довлатов. Проблема, которая в годы гласности, сделалась вполне обсуждаемой чаще всего в капустническом стиле, на самом деле несла в себе гораздо более важный культурный и социальный смысл. История советского театрального быта была бы неполной, а жизнь многих замечательных «мхатчиков» потеряла бы всякую достоверность, если бы не было рассказано об этой стороне их "жизни в искусстве". Эпизод седьмой - "Аритмия" В центре внимания – судьба Олега Борисова. Он сыграл во МХАТе всего несколько ролей, пробыв в труппе недолгое время. Но его короткий роман с театром, разрыв с Олегом Ефремовым и уход полны не прояснённого смысла. Анатолий Смелянский впервые открывает завесу тайны во всей её драматической наполненности. Речь пойдёт о природе могучего дарования Олега Борисова и о том, как это дарование вступило в непримиримый конфликт с самим устройством советского театра. Эпизод восьмой - "Художественное целое" Финальный эпизод посвящён Евгению Евстигнееву. Что произошло под занавес его жизни? Почему легендарный артист, который всегда шёл вслед за Ефремовым и в огромной степени оправдывал его художественные замыслы, был отправлен на пенсию? Как и во всех остальных случаях, Анатолий Смелянский выступает в этой сложной истории и как свидетель события, и как историк театра. Единичная судьба актёра отражает неблагополучие в устройстве всей нашей театральной системы. "Случай Евстигнеева" оказывается частью "театра времён Олега Ефремова"...

Характеристики

Режиссер
Алексей Шемятовский
Длительность
3ч 24мин
Год
2012
99
4133
В наличии
Отзывы и оценки покупателей

Оставьте отзыв об этом товаре первым!