Советская империя (2003-09)

Артикул1474
Советская империя (2003-09)

Обзор

11 серий.

Эпизод 1: "Гостиница "Москва"

Документальный фильм рассказывает о гостинице "Москва", ставшей своеобразным символом советской эпохи. Она была построена в самом сердце столицы, напротив Кремля, в 1935 году. Украсив своей необычной архитектурой центр города, это грандиозное сооружение получило статус "первой пролетарской гостиницы на тысячу мест".

История проектирования и строительства гостиницы опутана интригами и закулисной борьбой архитекторов различных направлений. Cам Иосиф Виссарионович Сталин приложил руку к выбору нестандартного решения фасада, что и привело к известной "разнобокости".

"Москва" известна не только оригинальным внешним видом, но и своими постояльцами, в числе которых - артисты и писатели, маршалы и доярки, депутаты съездов и участники кинофестивалей. Телезрители познакомятся с рассказами очевидцев и потомков именитых жильцов этого временного пристанища, которое для многих стало и настоящим домом, и частью жизни, а также узнают обо многих смешных и грустных историях, происходивших в стенах гостиницы.

Фильм сделан в оригинальной манере с использованием компьютерной графики и полиэкранов (картинка в картинке).

Эпизод 2: "Хрущевки" 

Фильм о столь распространенных до сих пор "хрущевках", ставших спорным решением жилищного кризиса 50-х годов прошлого века. Могли ли они быть другими? Откуда взялись нормы, скажем, высоты потолка - 2.40? Почему первые дома были не выше пяти этажей? Кто рассчитал такие параметры?

Как это не парадоксально, самые невзрачные строения Советской империи стали самым ярким моментом в жизни многих миллионов граждан этой империи: они получили СВОЮ квартиру! Без вредных соседей, отравленных супов и очередей в уборную. Впервые за все время существования Советского Союза власть повернулась лицом к народу и воплотила в жизнь самый крупный социальный проект в истории СССР, который, однако, своим монотонным обилием только усугубил серость и однообразность и без того серых и однообразных советских будней.

Впрочем, вопрос о том, что есть "хрущевки" - великое ли дело великого переселения народа из коммуналок, либо очередной "волюнтаризм" скорых на руку властей, на несколько десятилетий лишивших страну Архитектуры - в фильме не поднимается. Блага и издержки "хрущевок" очевидны, и поэтому каждый имеет право на свое мнение.

Эпизод 3: "Высотки" 

Знаменитые московские высотки были задуманы как гимн Великой Победе. Вождь “всех времен и народов” Иосиф Сталин не хотел отставать от США, и в Москве началось “увековечивание эпохи”. Как известно, товарищ Сталин предпочитал выдавать директивы узкому кругу приближенных лиц, от которых они мгновенно поступали к непосредственным исполнителям.

Михаил Посохин, руководивший возведением “высотки” на площади Восстания, в своей книге “Дороги жизни” вспоминал: “О вкусах Сталина мы, молодые архитекторы, узнавали через вышестоящих людей и по рассказам окружающих. Видеть и слышать Сталина (нам) не приходилось. Но особенно четко его вкусы проявились при проектировании высотных домов в Москве, увенчанных по желанию Сталина остроконечными завершениями. Поговаривали, что вождю нравились сооружения в готическом стиле”.

Новое здание МГУ и советская атомная промышленность - близнецы-братья. Их строили одни и те же люди. Проектировщики делали чертежи высотных зданий в натуральную величину, а скульпторы лепили пролетариев с заключенных.

Сколько стоил советской стране этот паритет? Как высотка МИДа обрела шпиль и из чего он сделан? Почему дом у Красных ворот строили с наклоном? Как творческая элита писала Берии письма с просьбами о квартирах и что он им отвечал? Где должна была стоять еще одна высотка, почему ее там нет и что вместо нее? На эти и многие другие вопросы отвечают создатели этой документальной ленты.

Эпизод 4: "Братская ГЭС" 

Фильм Елизаветы Листовой посвящен созданию самой знаменитой советской электростанции - Братской ГЭС. Ее воспел в своей поэме Евгений Евтушенко, о ней написали свои лучшие песни Александра Пахмутова и Николай Добронравов, на нее считали честью поехать лучшие артисты страны, ее мечтали строить миллионы комсомольцев. Но государственный приказ о ее строительстве до сих пор засекречен.

Братская ГЭС, выросшая на сибирской реке Ангаре, сразу стала советской легендой. Но предназначалась электростанция не для гражданских целей, а для совершенно секретного производства оружейного плутония. Официально пуск ее первой турбины осуществил Никита Хрущев. А на самом деле это сделал совсем другой человек...

Конечно, Братская ГЭС давала самое дешевое электричество в стране. Колоссальные социальные и экологические последствия такого колоссального и масштабного проекта, как строительства ГЭС, первым обозначил писатель Валентин Распутин на страницах "Прощания с Матерой". Счет затопленным деревням и лесам идет до сих пор.

Эпизод 5: "Народный автомобиль" 

Автомобиль "Жигули" - один из символов советской эпохи. Строительству завода, с конвейера которого вот уже много лет сходят "Жигули", предшествовало немало трудностей. В Политбюро развернулась дискуссия, нужен или нет частный автомобиль народу.
Хрущев был уверен, что это лишнее: советскому человеку необходимы лишь общественный транспорт и тракторы. Косыгин настаивал на обратном. В итоге генсека удалось убедить. Главный аргумент - продажа авто позволит собрать у населения излишки денег, запрятанных по кубышкам.

Правительство собиралось купить завод целиком вместе с технологиями. Выбрали "Фиат", но вместо него вполне мог быть "Рено" или любой другой крупный производитель. А заключать договор с итальянцами помогали сотрудники КГБ. Также в фильме - автоистории от знаменитостей, связанные с народным автомобилем. Например, Эльдар Рязанов рассказывает, что во время съемок "Приключений итальянцев в России" каскадерами было "убито" столько "железных коней", сколько не разбили за всю историю советского кинематографа!

Эпизод 6: "Родина-Мать" 

Документальный фильм рассказывает об одном из символов советской эпохи – монументе на Мамаевом Кургане "Родина-Мать", созданном знаменитым скульптором Евгением Вучетичем. Автор фильма приглашает зрителей разглядеть скульптуру, в прямом смысле, до мельчайших трещинок, увидеть железобетонный памятник изнутри, пробираясь вместе по внутренним лабиринтам скульптуры, от подножия до макушки. Также зрители узнают историю с конкурсом на лучший проект монумента и услышат рассказы очевидцев о возведении колоссальной скульптуры.

Работы этого цикла объединяет общее название, современная манера подачи материала в сочетании с лучшими традициями жанра и прекрасная операторская работа. Яркие события, явления и достижения советской эпохи тщательно исследуются, и из многочисленных фактов и деталей, как из мозаики, собирается общая картина того или иного символа минувшей эпохи. В фильмах этого цикла нет идеологии или излишнего пафоса – в них есть людские судьбы и творения человеческих рук. В них - отражение целой эпохи. В них – дух времени.

Эпизод 7: "Сочи" 

В этом документальном фильме автор Елизавета Листова рассказывает о создании одного из основных символов советского счастья – о курортном городе Сочи.

В 1934 году советское правительство объявило курорт ударной стройкой, поставив его в один ряд с такими важнейшими объектами, как индустриальные гиганты Магнитка, Кузбасс и ДнепроГЭС. По прошествии лет стало очевидно, что под названием "курорт" советские вожди подразумевали и фактически учредили этакий "социалистический рай", попасть в который могли только избранные.

Стаханов, Сталин, Николай Островский и Василий Блюхер; санатории-храмы и их строители; волшебная вода Мацесты, продлевавшая жизнь и генсекам, и лучшим из простых смертных; военный Сочи, воскресивший тысячи советских солдат; послевоенное нашествие на курорт и классические советские таблички "мест нет" - об этом и о многом другом вы узнаете, посмотрев документальный фильм.

Эпизод 8: "Останкино" 

Фильм из документального цикла "Советская империя" рассказывает о создании в начале 60-х грандиозного телевизионного комплекса: самой высокой в мире (540 метров) телевизионной башни, а также огромного по своим размерам (420 метров в длину) и количеству студий (20) телевизионного центра в Останкино.

Также из фильма зрители узнают о доостанкинском периоде телевизионного вещания на Шаболовке и о возведении первой в Советском Союзе радиобашни Шухова, впоследствии переделанной в телевизионную. Интересные факты строительства Останкинской башни, созданной по проекту Сергея Никитина, прозвучат из уст очевидцев - инженеров и строителей. Полкилометра бетона и железа на пятачке 3-х метрового фундамента. Почему она не падает? На этот и другие вопросы постаралась найти ответ автор фильма Елизавета Листова.

Эпизод 9: "Каналы" 

"Москва - порт пяти морей". Что стоит за этим утверждением - имперские амбиции или жизненная необходимость? Какой была Москва-река до прихода волжской воды? В столицу ведут три великих советских водных магистрали: Беломоро-Балтийский канал, канал имени Москвы и Волго-Дон. В них - 3 этапа жизни ГУЛАГа: его рождение, расцвет и закат. Почему каналы строили заключенные? Где появилось понятие з/к, и из чего образовалось понятие "туфта"? Сколько всего было чекистов на строительстве, и за что погибали девчонки из книги Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"? Из чего сделан Беломор, и что делал на строительстве Волго-Дона Жорес Алферов?

Художественная самодеятельность и собственные съемки заключенных, официальные данные о количестве погибших на гражданском строительстве (впервые!) - все это и многое другое зрители увидят в фильме "Советская империя. Каналы".

Эпизод 10: "Ледокол" 

Документальный фильм рассказывает о малоизвестных, а подчас даже засекреченных подробностях покорения Арктики, об операциях советских и американских спецслужб за полярным кругом. Автор проекта представляет новые факты из истории "самой холодной войны", которая ледоколом прошла по судьбам нескольких поколений романтиков и героев "снежной целины".

Что стало с островом Колчака? Зачем американские ВВС искали землю Санникова? Что произошло с секретной дрейфующей станцией СП-2? Почему Герой Советского Союза Артур Чилингаров не спит по ночам? В чем истинная причина гибели "Челюскина"?
Почему ледокол "Ленин" так и не дошел до Северного полюса? Ответы на эти вопросы можно найти в фильме.

Эпизод 11: "Метро" 

Метро - символ не только Москвы, но и всей страны. Факты и мифы, уникальные кино- и фотоматериалы, не известные даже историкам, все это - в новом фильме о крупнейшей транспортной артерии страны!

Фильм о создании Московского метрополитена, ставшего символом не только советской столицы, но и всей страны. Повествованием охвачен период от первых дореволюционных проектов до хрущевских времен, времен "борьбы с излишествам в советской архитектуре".

Характеристики

Режиссер
Елизавета Листова, Алексей Кондулуков
Длительность
7:21:15
Год
2003
  • Советская империя (2003-09)
  • Советская империя (2003-09)
  • Советская империя (2003-09)
  • Советская империя (2003-09)
  • Советская империя (2003-09)
399
1474
В наличии
Отзывы и оценки покупателей

Оставьте отзыв об этом товаре первым!