Атис (2011)
Обзор
Опера в пяти актах, с прологом.
Композитор: Жан-Батист Люлли Либретто: Филипп Кино (Philippe Quinault)
Режиссер-постановщик: Жан-Мари Виллежье (Jean-Marie Villegier)
Оркестр: Les Arts Florissants
Дирижёр-постановщик: Уильям Кристи (William Christie)
Хореография: Франсин Лансело (Francine Lancelot) и Беатрис Массен (Beatrice Massin)
Режиссёр: Франсуа Руссильон
Опера на французском языке.
Роли исполняют:
Атис– Бернард Рихтер (Bernard Richter),
Кибела – Cтефани д’Устрак (Stephanie d'Oustrac),
Сангарид – Эммануэль де Негри (Emmanuelle de Negri) ,
Целенус – Николя Ривенк (Nicolas Rivenq),
Идас – Марк Моийон (Marc Mauillon),
Дорис – Софи Данеман (Sophie Daneman),
Соммей (дремота) – Пол Эгнью (Paul Agnew),
Морфей – Сирил Овити (Cyril Auvity),
Melisse – Жал Аззаретти (Jael Azzaretti)
при участии солистов Jardin de Voix 2011
Танцы исполняют солист балета Парижской национальной оперы – Жиль Изоар и Compagnie Les Fetes Galantes
Жан Батист Люли является самым знаменитым композитором времён Людовика XIV, ставший придворным дирижёром и постановщиком грандиозных феерий, прославляющих Короля-Солнце. Именно Люли считают основоположником французской оперы (до этого опера сочинялась и пелась только по-итальянски).
«Атис», четвёртая по счёту опера Люлли, впервые была представлена 10 января 1676 года в замке Сен-Жермен-ан-Ле. Поставлена она была по либретто Филиппа Кино, в котором рассказывается о трагической любви прекрасного юноши Атиса и невинной красавицы Сангариды, заканчивающейся смертью девушки на руках её возлюбленного, соблазненного всесильной богиней Кибелой, которая также была влюблена в Атиса. Когда Атис понял цену, которую заплатил за своё предательство, он предпринял попытку самоубийства. Богиня Кибела, полная раскаяния и сожаления о свершившемся, превратила умирающего Атиса в сосну. Трагедия заканчивается её плачем – наиболее проникновенным и запоминающимся фрагментом оперы.
Спектакль был настолько любим Людовиком, что его прозвали «королевской оперой». Он с успехом шёл в разных городах Франции и за границей до 1742 года, а затем опера канула в забвение почти на 250 лет, пока в 1985 году Уильям Кристи и Жан-Мари Виллежье не обратились к ней, задумав вновь её поставить. Для реализации своей затеи им удалось получить солидную поддержку от парижской Opera-Comique. Тем не менее, премьера возобновленного шедевра состоялась в 1986 году в итальянском театре Metastasio в Прато, а в Париже её показали в 1987 году.
Успех нового «Атиса» был ошеломительным. Несмотря на то, что опера шла больше трёх часов с антрактами, она создавала «эффект присутствия», словно вы переносились во дворец Людовика XIV.
Судьба этой оперы удивительна. После премьеры 1986 года, она была показана ещё в Мадриде и Нью-Йорке, но в 1992 году все костюмы и декорации были уничтожены. И мы могли бы не увидеть её больше во всей красе, если бы на спектакле 1987 года в Париже не было американского бизнесмена Рональда Стэнтона. Опера настолько его потрясла, что двадцать лет спустя престарелый миллионер захотел увидеть её ещё раз перед смертью. Три с лишним миллиона долларов, предложенные им на возобновление постановки, видимо, были довольно убедительными, и «Атис» воспрял.
В мае 2011 года опера Люлли вновь была показана парижанам в том же Opera-Comique, что и в 1987 году. Как и тогда, исполнение имело грандиозный успех. Спектакль восстановлен в том виде, в каком он был поставлен четверть века тому назад: с шикарными костюмами, париками и в интерьерах двора Людовика XIV, с «мраморным» полом, роскошными светильниками, расписными панелями и «гобеленовым» занавесом. Античный миф либретто присутствует только в фабуле – на сцене царит исключительно дух барокко.
Постановка эта очень красива, как и музыка оперы – удивительно мелодичная, полная грации, с многочисленными балетными вставками. Париж всегда любил танцевать, как и его король – Людовик XIV, а потому оперное представление тех времён непременно должно было включать танцевальные номера. К 2011 году постановщица хореографии к «Атису» 86-го года, Франсин Лансело, умерла, и восстановлением балетных номеров занялась её помощница Беатрис Массен. Музыкальное искусство Уильяма Кристи и выпестованного им ансамбля «Les Arts Florissants», хорошо известно в мире – ещё в конце 1980-х годов он понял, как исполнять забытую к тому времени оперу барокко и вернул нам её во всей красоте и изысканной меланхолии, в сопровождении старинных инструментов: виол, лютен, гобоев, клавесина… Певцы, среди которых нет оперных звёзд, исполняют свои партии естественными голосами, не форсируя звук, любовно и аккуратно произнося каждое слово. Больших голосов в спектакле нет, зато все исполнители великолепно владеют языком и стилем.
Характеристики
Режиссер | Франсуа Руссильон, Жан-Мари Виллежье |
В ролях | Бернард Рихтер, Cтефани д’Устрак, Эммануэль де Негри, Николя Ривенк, Марк Моийон, Софи Данеман, Пол Эгнью, Сирил Овити, Жал Аззаретти |
Длительность | 3ч 15мин |
Год | 2011 |
Оставьте отзыв об этом товаре первым!
Система скидок
Сумма заказа | Скидка ? Ваша скидка будет пересчитана после обновления страницы |
от 1 000 ₽ | 5% |
от 1 500 ₽ | 7% |
от 3 000 ₽ | 10% |
от 5 000 ₽ | 15% |
от 10 000 ₽ | 20% |
Купите еще на 1 000 ₽ и получите 5% скидку на текущий заказ!