Анюта (1982)
Обзор
«Обычно экранизация произведения следует вслед за её театральным воплощением. Но вот редкий случай: телефильм «Анюта», имевший большой успех у нас и за рубежом, получивший приз «Интервидения» и удостоенный Государственной премии РСФСР, обрёл новую жизнь в театре Неаполя, а затем и на сцене Большого театра СССР.» (Александр Белинский)
Действительно, «Анюта» — первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионной фильм-балет «Анюта», придуманный и поставленный сценаристом и режиссёром Александром Белинским в 1982 году имел заслуженный успех не только на родине, но и в Европе. Изящно задуманная история на тему рассказа «Анна на шее» А. П. Чехова родилась у Белинского когда он услышал Вальс, написанный ленинградским композитором Валерием Гаврилиным.
«Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина.» (Екатерина Максимова)
Ни одного номера композитор не писал специально для балета «Анюта». Тема чиновников возникла из его оркестрового сочинения «Государственная машина». Знаменитая тарантелла, часто исполняемая в концертах, представляет собой оркестровку пьесы «Французская песенка» из «Фортепианного альбома».
Музыка Валерия Гаврилина была записана оркестром Ленинградской государственной филармонии имени Д. Шостаковича, дирижёр Станислав Горковенко.
Основной сюжетной линией фильма-балета стала история жизни Анюты, девушки из бедной семьи, вышедшей замуж за зажиточного чиновника Модеста Алексеевича и ослеплённой «блеском света».
Постановка хореографических номеров Владимиром Васильевым осуществлялась, как «монтажная хореография». Танец в фильме-балете снимался фрагментами, крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимались несколько мест действия, иногда параллельная хореографическая жизнь разных персонажей. Поиски Владимира Васильева в этой области начались с телефильма «Жиголо и Жиголетта».
Владимир Васильев так вспоминал о работе над фильмом: «Хореограф на телевидении изначально принимает функции режиссёра, и это всегда очень интересно, особенно в период монтажа. Когда мы снимали отдельные сцены, мы их уже видели «монтажно»… Каждый раз на практике познаёшь всё новые закономерности. В искусстве невозможно всё постичь. Только дилетантам кажется, что они всё знают».
Своим успехом телефильм «Анюта», который был закуплен и с успехом показан в 114 странах мира, во многом обязан исполнительнице главной роли Екатерине Максимовой.
В мае этого года кино-хореографическому произведению «Анюта» исполнилось тридцать лет. После того как фильм вышел, Владимир Васильев, по просьбе руководства театра Сан-Карло в Неаполе, сделал сценическую версию своего балета. А ещё через несколько месяцев, 31 мая 1986 года, премьера прошла в Большом театре России. «Анюта» и по сей день сохраняется в его репертуаре. После Большого театра этот балет был поставлен еще в восьми театрах страны — в Риге, Казани, Омске, Перми, Челябинске, Красноярске, Воронеже и Самаре.
Характеристики
Режиссер | Александр Белинский, Владимир Васильев |
В ролях | Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Марат Даукаев, Гали Абайдулов, Джон Марковский, Анатолий Гридин, Кира Кириллова |
Длительность | 1 ч 7 мин |
Год | 1982 |
Оставьте отзыв об этом товаре первым!
Система скидок
Сумма заказа | Скидка ? Ваша скидка будет пересчитана после обновления страницы |
от 1 000 ₽ | 5% |
от 1 500 ₽ | 7% |
от 3 000 ₽ | 10% |
от 5 000 ₽ | 15% |
от 10 000 ₽ | 20% |
Купите еще на 1 000 ₽ и получите 5% скидку на текущий заказ!