Блез Паскаль (1972)
Обзор
Фильм содержит 2 звуковых дорожки - французскую и итальянскую, а также субтитры - русские и английские.
Этот фильм Р.Росселлини – единственный художественный фильм о французском мыслителе XVII века. Если в двух словах, то фильм интересен как попыткой создать образ интеллектуальной атмосферы того времени, так и изысканным визуальным и звуковым слоем.А если точнее...
Думаю, что фильм «работает» по двум направлениям.
С одной стороны, в нем, вполне согласуясь с источниками, воспроизведены основные вехи жизни и творчества Паскаля: и различные мелкие факты об этом французском мыслителе, и крупные события – все они нашли свое место в фильме.
С другой стороны, несомненно, что Росселлини пытается в этом фильме не столько задокументировать Паскаля, сколько найти адекватную ему стилистику; не столько погрузиться в факты жизни и творчества Паскаля, сколько уловить его интонацию, включиться в режим его мысли, поймать волну Паскаля.
Для этого Росселлини, во-первых, создает особые звуковые ситуации: финальное тяжелое закадровое дыхание, периодически «включаемая» давящая фоновая музыка создают особые «точки пристежки» восприятия этого фильма.
Во-вторых, Росселлини разными способами подчеркивает идею пустоты, небезразличную для Паскаля. Как известно, принято выделять двух Паскалей – Паскаля-ученого и Паскаля-моралиста. Первый прославился, кроме всего прочего, экспериментами по доказательству существования вакуума. Второй, автор «Писем к провинциалу» и «Мыслей», разбирал самые разные идеи, среди которых также немалое место уделяется пустоте – уже не физической, а метафизической (ничтожность жизни, конечное и бесконечное в жизни, тщета познания бога). Росселлини же четко прослеживает единство этих двух Паскалей – через идею пустоты. Финальное закадровое дыхание – что это, если не дыхание пустоты?
Хотел бы обратить внимание и на другой компонент, также занимающий неслучайное место в этом фильме – огонь. Паскаль жмется к огню, Паскаль говорит об огне, Паскаль начинает свою знаменитую мистическую запись со слова «огонь»…
Скорее, огонь – обратная сторона пустоты: все мы живем в огне, но только одни прожигают жизнь, а другие… делают из огня метафору жизни. Три философа огня – Гераклит, Паскаль, Башляр – разнятся во многом, но сходятся в обращающей силе огня; «пустота» и «огонь» – два слова одного и того же, Росселлини смог уловить это.
Характеристики
Режиссер | Роберто Росселлини |
В ролях | Пьер Ардити, Рита Форзано, Джузеппе Аддоббати, Кристиан Де Сика, Бруно Каттанео, Марко Бонетти, Тереза Риччи, Кристиан Алиньи, Мелу Валенте, Лучио Рэма, Туллио Валли, Ливио Галасси |
Длительность | 2:09:53 |
Год | 1972 |
Оставьте отзыв об этом товаре первым!
Система скидок
Сумма заказа | Скидка ? Ваша скидка будет пересчитана после обновления страницы |
от 1 000 ₽ | 5% |
от 1 500 ₽ | 7% |
от 3 000 ₽ | 10% |
от 5 000 ₽ | 15% |
от 10 000 ₽ | 20% |
Купите еще на 1 000 ₽ и получите 5% скидку на текущий заказ!