Фаина. Эшелон (2020)
Обзор
Театр "Школа современной пьесы" (Москва)
Малая сцена "Зимний сад"
Плита, кастрюля, сковородка, два экрана и восемнадцать старых столов, за которыми сидят зрители. Так выглядит премьерный спектакль "Фаина. Эшелон". Необычный спектакль по всем статьям. Автор - непрофессиональный литератор, никакого отношения к театру не имеющий, кроме родственного. Фаина Райхельгауз - мама худрука "Школы современной пьесы" - еще при жизни по настоянию сына записала свои воспоминания о войне. "Я сказал ей - мама, ну что ты нам все рассказываешь? Сядь и напиши". Она услышала сына, записала, и эти воспоминания оказались настолько невероятными по своей правде и эмоции, что их тут же напечатали в одесском журнале, а потом издали книжку.
Принципиальная позиция издателя - никакой редактуры. Причесанный, стилистически выверенный рассказ Фаины Райхельгауз потерял бы то главное, что составляет простую правду жизни, труднообъяснимую на словах, но которая если попадает в сердце, то остается в нем навсегда.
И вот книга увидела сценическую жизнь, автор, к сожалению, не дожил до премьеры. Постановщик - сын, сценограф - внучка Мария Трегубова. Лучшая на сегодняшний день театральная художница установила на подиуме восемнадцать столов извилистой и неровной цепочкой. Квадратные, круглые, прямоугольные, обшарпанные… Это не декорация, изготовленная в театральных мастерских, это - свидетели времени, чужих судеб. За этими столами, наверное, сидели разные люди, ели, разговаривали, плакали…
Сейчас за ними - зрители. В мебельную цепочку ровно посередине вставлена плита, на которой уже закипает вода в кастрюле литров на пять и шкворчит масло в сковородке.
Райхельгауз превратил воспоминания своей матери в путешествие в прошлый век. Путешествие, пронзительное, не без юмора (тридцать лет все-таки она прожила в Одессе) и метафоричное. Действие протекает на кухне, где главная героиня варит борщ. Да-да, варит в прямом смысле слова, без поправок на какую-либо театральную условность. Перед актрисой Еленой Санаевой разложены конкретные капуста, картошка, морковь, лук, пучок зелени, естественно, свекла - какой борщ без нее? - "Мы переехали с семьей в колхоз. Там жили в основном одни еврейские семьи. Зиновий Фабрикант (это фамилия) был председателем того колхоза. Фасоль лучше замочить с вечера".
Между шинковкой и теркой пролегла большая и сложная жизнь Фаины, ее семьи, да и всей страны. На экранах по торцам столов по диагонали экрана в неизвестную даль мчится эшелон. Эшелон - как символ времени - отсылает еще и к легендарному спектаклю "Современника" - "Эшелон" в постановке Галины Волчек при участии еще молодого тогда режиссера Райхельгауза.
Вот сестры - Фаина и Броня - еще подростками едут в эшелоне с родителями, но вскоре их состав разбомбят немецкие самолеты, и девочки найдут на земле мертвых родителей. Осиротели. Как жить дальше? А жизнь продолжалась, как у всей страны - выживание через голод, разруху, человеческую подлость. Но даже о ней рассказано без страданий - жизнь есть жизнь, люди есть люди.
- "Черный перец и лавровый лист я не люблю класть в борщ. И моя мама тоже не любила. После войны в колхоз вернулись только три человека". А борщ уже закипает, вкусный запах ползет над столами. Резко включается экран с эшелоном, увозящим вдаль героев истории и наших современников, с кем была знакома Фаина Райхельгауз и работал ее сын - Окуджава, Юрский, Миронова, Дуров, Высоцкий...
Все мы едем в одном эшелоне, только пункт и час прибытия назначения у всех разный.
Помимо Елены Санаевой, чья работа потрясает, в спектакле занята практически вся постановочная часть театра, одетая в форму железнодорожников. Это они делают так, чтобы зритель почувствовал себя не в театре, а в эшелоне. Это они вдруг резко просят всех покинуть места и отойти к стене. И подлинное ощущение опасности и тревоги как будто вырывает тебя из мирной жизни. А в контексте последних пандемических событий, которые показали всю зыбкость нашего бытия, эта театральная иллюзия на мгновение кажется правдой. А борщ, сваренный актрисой за полтора часа, действительно оказался вкусным. /Марина Райкина/
Характеристики
Режиссер | Иосиф Райхельгауз |
В ролях | Елена Санаева, Татьяна Циренина |
Длительность | 1 ч 40 мин |
Год | 2020 |
Оставьте отзыв об этом товаре первым!
Система скидок
Сумма заказа | Скидка ? Ваша скидка будет пересчитана после обновления страницы |
от 1 000 ₽ | 5% |
от 1 500 ₽ | 7% |
от 3 000 ₽ | 10% |
от 5 000 ₽ | 15% |
от 10 000 ₽ | 20% |
Купите еще на 1 000 ₽ и получите 5% скидку на текущий заказ!