Как поссорились... (2009)
Обзор
Московский академический театр им. В.Маяковского.
Вступительное слово режиссера Сергея Арцибашева.
Этот спектакль впервые сыграли 1 апреля, аккурат в день 200-летнего гоголевского юбилея. Впрочем, театр имени Вл.Маяковского, руководимый Сергеем Арцибашевым, память гения почтил по-царски. Несколько дней подряд играли сразу четыре спектакля, навеянные режиссеру Арцыбашеву драматургом и писателем Гоголем: "Ревизор", "Женитьба", "Мертвые души" и премьерный "Как поссорились...".
Большего гоголевского багажа ни у одного столичного режиссера вы не найдете (к упомянутым спектаклям стоит ведь добавить "Ревизора" и "Женитьбу", идущие в Театре на Покровке). К тому же ставит его Арцибашев вне зависимости от всяческих юбилеев, но по душевному желанию.
Его уже обширная гоголиана обладает отчетливыми приметами собственного стиля, отличного от всех прочих подходов к Гоголю. И главное тут, пожалуй, заключается не только в броскости зрелища с обилием вокально-танцевальных вставных номеров, но и в точном попадании в жанр трагикомедии, где обе жанровые половинки чисты и доведены до логического конца. А также в явном сочувствии к гоголевским персонажам, большинство из которых Арцибашев пытается и понять, и пожалеть, и даже оправдать, несмотря ни на что. Будь это даже сам Павел Иванович Чичиков, который у Арцибашева и в его же исполнении все-таки раскаивается, демонстрируя явный поворот на добро (понятное дело, не без помощи Гоголя и уцелевших фрагментов второго тома "Мертвых душ").
В премьерном спектакле "Как поссорились..." - та же ситуация. И даже, может быть, сам обрыв названия, из которого исчезли имена Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, намекает на то, что случившаяся история - отнюдь не частного свойства. Но - общечеловеческий сюжет, без времени и места, до которого режиссер с актерами пытаются дотянуться, высвечивая его в присутствующем на сцене малороссийском антураже (сценография и костюмы Владимира Арефьева).
В этом многонаселенном спектакле главными, конечно, являются двое Иванов. Причем Сергей Арцибашев, ставя один спектакль, получил, можно сказать, два. Ведь когда на сцене дуэт Александра Лазарева и Игоря Кашинцева - это одна история, а когда Игоря Костолевского и Михаила Филиппова - вероятно, немного другая. Но если Лазарев и Кашинцев в комедийном жанре не новички, а ветераны, то Костолевский и Филиппов в этом гоголевском сюжете кажутся персонами более неожиданными, а потому интригующими. Хотя они уже встречались на территории гоголевской же "Женитьбы" в качестве Подколесина и Кочкарева. Ну а уж после того, как Игорь Костолевский вышел на сцену Плюшкиным в "Мертвых душах", вопрос о границах и возможностях его сценических воплощений отпал навсегда.
В финале оба Ивана вновь друг за другом выйдут на сцену, опять в схожем обличье - в старой, ветхой одежонке, замотанные в какие-то платки. Оно и понятно, многолетняя тяжба отняла не только разум, но и средства. Уверенно заявят каждый о своей грядущей победе. А меж тем со "зловещим" скрипом сами по себе отворятся обе двери, за которыми - пустота и темнота, как бы приглашая Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в небытие. Куда они и отправятся, снова друг за другом, сгорбившись и прихрамывая. Вот и получается, что не только скучно на этом свете, но и невесело, да и страшновато...
Ирина Алпатова
Характеристики
Режиссер | Сергей Арцибашев |
В ролях | Александр Лазарев, Игорь Кашинцев, Рамзес Джабраилов, Светлана Немоляева, Виктор Власов, Любовь Руденко, Алексей Дякин, Александра Равенских, Виталий Гребенников |
Длительность | 1ч 47мин |
Год | 2009 |
Оставьте отзыв об этом товаре первым!
Система скидок
Сумма заказа | Скидка ? Ваша скидка будет пересчитана после обновления страницы |
от 1 000 ₽ | 5% |
от 1 500 ₽ | 7% |
от 3 000 ₽ | 10% |
от 5 000 ₽ | 15% |
от 10 000 ₽ | 20% |
Купите еще на 1 000 ₽ и получите 5% скидку на текущий заказ!