Камерный Театр. 100 лет (2014)
Overview
Московский драматический театр имени Пушкина.
Спектакль-посвящение.
Фантазии на тему спектаклей Александра Таирова:
- Э. Скриб. "Адриенна Лекуврер" - Анна Кармакова, Вера Пескова, Алексей Рахманов, Николай Кисличенко, Сергей Кудряшов, Александр Дмитриев;
- А. Шницлер. "Покрывало Пьеретты" - Анастасия Панина, Игорь Теплов, Артём Ешкин, Инна Кара-Моско;
- Ж. Расин. "Федра" - Вера Воронкова, - Ш. Лекок. "Жирофле-Жирофля" - Анна Кармакова, Евгений Плиткин, Александр Матросов, Александр Анисимов, Александр Дмитриев, Владимир Моташнев, Анна Бегунова, Ирина Петрова, Наталья Рева-Рядинская;
- И. Анненский. "Фамира-кифаред" - Сергей Кудряшов, Пётр Рыков, Артём Ешкин, Николай Кисличенко, Елизавета Саксина, Анастасия Мытражик, Эльмира Мирэль;
- О. Уайльд. "Саломея" - Эльмира Мирэль, Александр Матросов, Ирина Петрова, Игорь Теплов, Антон Феоктистов, Владимир Моташнев, Алексей Рахманов;
- Г. Флобер. "Мадам Бовари" - Виктория Исакова;
- Б. Брехт, К. Вайль. "Опера нищих" - Александра Урсуляк, Антон Феоктистов;
- Э. Т. А. Гофман. "Принцесса Брамбилла" - Инна Кара-Моско, Владимир Жеребцов, Александр Арсентьев, Андрей Заводюк, Александра Урсуляк, Виктория Исакова, Вера Воронкова;
- Стихотворения О. Мандельштама "Я не увижу знаменитой "Федры" - Е. Писарев.
Московский Камерный театр появился на свет 100 лет назад, в декабре 1914 года, и перестал существовать 35 лет спустя, в 1949-м. В отличие от Мейерхольда, уничтоженного гораздо раньше и почти одновременно со своим театром, Камерный театр и его создатель Александр Таиров не оставили после себя ни традиции, ни школы: закрытый театр в самом деле исчез, надолго став достоянием научного театроведения. В юбилейные дни историю Камерного театра возвращают публике в несколько приёмов.
Празднование 100-летия Камерного театра прошло под знаком архива, в хорошем смысле этого слова. Главный режиссёр Театра имени Пушкина Евгений Писарев вместе со всей труппой показали очень эмоциональный спектакль-посвящение "Камерный театр. 100 лет". Пьеса, написанная драматургом Еленой Греминой, объединила документальный материал и эпизоды из спектаклей Камерного театра. Весомости - и красочности - юбилею добавили историки театра, а это уже очень давно перестало быть чем-то привычным. Составители пятого выпуска театрального альманаха "Мнемозина" отдали значительную его часть архивным материалам о Камерном театре. В частности, здесь есть уникальная публикация части дневников спутницы жизни Александра Таирова, примы его театра Алисы Коонен, а также переписка обоих. А Театральный музей им. А. А. Бахрушина подготовил и выпустил грандиозный, многокилограммовый, исчерпывающе комментированный каталог-резоне "Камерный театр и его художники", в котором собраны все эскизы декораций и костюмов Камерного театра, хранящиеся в музее. Как бы странно это ни звучало, но все это вместе - научно-художественный каталог, архивные публикации, документальный спектакль - складывается в довольно подробную юбилейную картину. Которая напоминает нам о том, что за явление художественной жизни практически бесследно исчезло в Москве в 1949 году.
"Немецкий театр по сравнению с этим русским выглядит как тряпье рядом с кружевом, словно тюремный двор рядом с парком...",- пишет франкфуртский критик в мае 1925 года, во время гастролей Камерного театра. Критик не одинок: Европу театр Таирова поражал - может быть, даже больше, чем соотечественников. Александр Таиров придумал, разработал, сконструировал - и отстоял - театр, основанный на реминисценциях античности: трагический пафос, скульптурная пластика, отточенная декламация. Но, будучи человеком экстремальных жанров, человеком трагедии, мистерии и балагана, Таиров не интересовался историческими реконструкциями, "античная" актерская техника в его спектаклях рождалась из слияния дальней, умершей традиции с самым радикальным художественным сознанием современности. Список сценографов Камерного театра можно без натяжек назвать перечнем самых громких имен русского авангардного искусства.
Собственно, поэтому название каталога "Камерный театр и его художники" - название программное, и музей недаром позаимствовал его у легендарного юбилейного издания 1934 года с предисловием Абрама Эфроса, начинающемся словами "История Камерного театра - это история моего поколения". Вадим Рындин, Александра Экстер, Аристарх Лентулов, Павел Кузнецов, Наталья Гончарова, Александр Веснин, Виктор Симов, братья Стенберги, Роберт Фальк, Георгий Якулов, Владимир Татлин - конечно, всех этих людей звали не просто для того, чтобы делать эскизы декораций и костюмов; с их помощью Александр Таиров переиначивал традиционное сценическое пространство, а вместе с ним и театр как таковой - в рамках одной отдельно взятой сцены. Будь то "Федра" Расина, "Трехгрошовая опера" Брехта или "Оптимистическая трагедия" Вишневского - цвета, линии, плоскости и объемы рассказывали в этих постановках свою, совершенно особенную историю.
На протяжении трех с половиной десятилетий Камерный театр со своей эстетической программой оставался впечатляющим маргиналом, диковиной в контексте как "исконно" русского, так и раннего советского театра, при всей его пестроте. Маргинальность эта закономерно расцвела в 20-е годы и подверглась нападкам, но выжила в 30-е. Конец Камерного театра обозначился тогда же, когда пришел черед борьбы с "одной антипатриотической группой театральных критиков" и вообще с "безродными космополитами". Жанровые крайности, художественный радикализм и отказ от соцреалистического жизнеподобия - эстетические разногласия с советской властью к 1949 году стали непреодолимыми. Создателей Камерного театра не репрессировали, просто "сдали в архив" вместе с делом всей их жизни. К 100-летнему юбилею архивы щедро открылись — теперь можно грустно порадоваться увиденному богатству.
/"Юбилейный портрет трагедии". Ольга Федянина. 30 января 2015, "Коммерсант"/
Features
Режиссер | Евгений Писарев |
В ролях | Владимир Жеребцов, Александр Арсеньев, Андрей Заводюк, Александра Урсуляк, Виктория Исакова, Вера Воронкова, Александр Матросов, Борис Дьяченко, Юрий Румянцев, Ирина Бякова, Андрей Сухов, Нина Попова, Владимир Григорьев, Алексей Рахманов, Елена Ситко |
Длительность | 2ч 14мин |
Год | 2014 |
Be the first to write a review of this product!
Система скидок
Сумма заказа | Скидка ? Ваша скидка будет пересчитана после обновления страницы |
от 1,000 ₽ | 5% |
от 1,500 ₽ | 7% |
от 3,000 ₽ | 10% |
от 5,000 ₽ | 15% |
от 10,000 ₽ | 20% |
Купите еще на 1,000 ₽ и получите 5% скидку на текущий заказ!